Образовательный центрSuccess

 

г. Старый Оскол, м-н. Королёва д. 32 а

К школе – готов!? Готов!

 

Как подготовить ребенка к школе? Что значит – готовность ребенка к школе? Когда необходимо начать?

Вот некоторые вопросы, которые задают родители будущих первоклассников. Что они хотят услышать в ответ? Простой и понятный алгоритм действий, после завершения, которого мы уверенны - ребенок к школе готов.

Обычная подготовка начинается с того, что ребенка начинают водить в школу на подготовительные курсы . Считается, что если ребенок овладел навыками чтения и письма еще до начала учебного года, то он полностью готов к школе. Начиная с шестилетнего возраста, ребенка загоняют в некие рамки соответствия. И начинают его оценивать и сравнивать с выдуманным эталоном. Тем самым нанося очень серьезный урон детской психике и здоровью.

Так с чего же все- таки необходимо начать подготовку к школе, дабы не нанести  вред ребенку.

И первое - это понимание, а кто он 6-7 летний ребенок? Каков уровень его развития, каковы его личностные и возрастные  особенности?  В чем он нуждается и что он может? И что для него важно?

Я не буду освещать все особенности этого возраста, остановлюсь на некоторых из них, на мой взгляд, самых важных.

6-7 летний ребенок вступает в новое измерение – « середина детства», так называет этот возраст Г.С. Абрамова.

  1. Этот возраст характеризуется повышенной чувствительностью к содержанию Я-концепции ребенка.  Я-концепция - это образ себя, отношение к себе и своим качествам, представление о себе.  Что это значит? Ребенок ищет себя, определяет свои качества и старается понять : а кто я? Какой я? Ребенок очень уязвим в этом возрасте к любым воздействиям других людей. У ребенка нет защиты от словесной оценки, и он все воспринимает всерьез. Ресурсом его развития является защищенное окружение и безоценочное принятие.
  2. Ребенок этого возраста начинает обозначать границы своего Я через установления дистанции с другими людьми.

С 5 лет начинает формироваться обобщенная концепция другого человека. Какие они – чужие? Стоит ли их опасаться или можно доверять? Как это понять? Как защитить границы своего Я?

  1. Расширяется социальное пространство ребенка. Есть мир помимо семьи и там необходимо строить отношения, более того, если мне кто-то не нравиться, я ни чего с этим не могу поделать, необходимо терпеть его присутствие…
  2. В это время (6-7 лет) ребенок теряет свою непосредственность и спонтанность и приобретает  произвольность и опосредованность в активности. Ребенок начинает соотносить свое поведение с окружением. Оно становится многоплановым – разделяется мир реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадение, разделяется мир предметов и мир отношений, ребенок может определить и назвать свои чувства, осознавать переход одного чувства в другое.
  3. Мышление конкретное и образное. Мир ребенка полон красок и нюансов, он строит обобщения на основе своего опыта, своих переживаний. Взрослый и ребенок мыслят по-разному. Дети видят то,  что недоступно взрослому, а ребенок лишён еще того опыта, что есть у нас.
  4. Родителям необходимо осознать, насколько важно формировать у ребенка уверенность в себе и своих силах. Через похвалу и поддержку! Как можно меньше оценок! Хвалим за все, что получилось и не получилось, но ведь получится!
  5. Разговариваем, читаем вслух, играем. Проводим много времени вместе, а если времени мало, то, то - что есть – с пользой! Узнаем своего ребенка. Дружим с ним. Наблюдаем. Делаем и живем тем, что интересно и важно ему. ( Но компьютера как можно меньше, чтобы развивались творческие способности).
  6. Как можно меньше давим на ребенка. Позволяем ему совершать ошибки. Ошибки – это не страшно. Учимся доверять своему ребенку. Воспитываем в нем независимость и собственную силу.
  7. Даем ему возможность играть и взаимодействовать  со сверстниками.  Для дошкольника 5-6 лет игра очень важна. Не лишайте ребенка этого. Дело в том, что в игре формируются отделы мозга, отвечающие за концентрацию внимания, построению метафор и символизацию. Через возможность создавать метафоры развивается способность к воображению и как не странно, способность к сотрудничеству, к умению чувствовать другого человека.
  8. Помогаем ребенку формировать позитивный образ себя и самодоверие. Как? Дайте ребенку время и возможность проявить себя. Не торопите, не подталкивайте, не сравнивайте с другими. У него все получиться.  Дело в том, что ошибки ребенка при выполнении учебных заданий связанны не со сложностью задания, с тем, какие у ребенка сложились представления о себе и именно это диктует соответствующие поведение. Очень часто можно слышать от детей: « Я – глупая», « у меня ничего не получится»,  «у меня все выходит плохо» и т.д. Образуется порочный круг.

Вот некоторые особенности этого возраста.

И встает главный вопрос - каковы критерии готовности ребенка к школе?

«Здоровый, любознательный ребенок, который знает себе цену, умеет строить отношения с другими людьми, - это по-настоящему готовый к обучению ребенок», пишет Г.С. Абрамова.

Все очень просто и вместе с тем необычайно сложно. Мы привыкли к тому, что готовность к школе определяется освоением некоторых навыков. Нам так проще, вернее это видимый результат. Ведь как измерить: уверенность в себе, смелость, любознательность, умение доверять и строить отношения.

Как воспитать в ребенке адекватную самооценку, смелость, уверенность в себе и своих силах, безусловную любовь к жизни, понимание своей ценности ( всегда будь самим собой!). И почему это вообще важно для успешного обучения?

Попадая в школу, ребенок оказывается в мире, где малому числу людей будет интересен его внутренний мир. Какой он? Что ему нравиться, а что нет? Чем он живет? Что его волнует? Важно будет только, как он справился с тем или иным заданием, его будут оценивать только по предметным действиям и их соответствию с образцом или правилом.  Я - ребенка будет подвергаться тяжелому испытанию.

Поэтому подготовка к школе начинается задолго до того, как прозвенит первый звонок.

      Ученые доказали, есть тесная связь между свободой действия и игрой и синдромом дефицита внимания, т.е. чем меньше мы даем ребенку свободно играть и проявлять себя в игре, тем скорее у него возникнет СДВ.

Коллективные игры ребенка со сверстниками дают ему возможность учиться более гибкой коммуникации. Возможности быть и действовать в окружении других. Умение выстраивать внешние и внутренние границы.

И очень пагубно сказывается на становлении личности ребенка желание родителей как-то структурировать время ребенка (различные кружки и секции) не давая возможность ему свободно играть, бегать и проявлять себя.

Образ себя ( положительный или отрицательный)

Соответствующий тип поведения

Успеваемость (хорошая или плохая)

Мнение других о ребенке ( подкрепление его Я - концепции)

Образ себя(положительный или отрицательный).

Круг замкнулся.

Разорвать этот порочный круг очень трудно, практически невозможно без посторонней помощи. Предотвратить появление этого круга возможно только, если родители научат ребенка быть смелым, не бояться ошибок и не испытывать страха перед разными проявлениями жизни. Вселять уверенность в своих силах. 

Это очень трудная задача и это скорее задача родителей перед собой и своей жизнью. Ведь как часто нам самим не хватает безусловной любви к жизни, смелости совершать ошибки и конечно безусловной любви к ребенку. Есть хорошая поговорка на этот счет: « Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!».

Капица Ксана, психолог.

Статья написана по материалам книг Г.С.Абрамовой и лекций доктора философии Нэнси Мак-Вильямс.

Ксана Капица, аналитический психолог.

Как одно из направлений моей работы – это работа с детьми и подростками, а так же их родителями.

Моя работа строится на принципах аналитической  психологии, арт-терапии и игровой терапии.
В своей работе я обращаюсь к мыслям, чувствам и эмоциям  ребенка. Каждый ребенок имеет свой неповторимый, богатый и яркий внутренний мир, который он чувствует, переживает и наполняет по-своему.
Мне важно понимать ребенка, слышать его, видеть, что происходит с ребенком в его внутреннем мире. Это дает мне возможность выстраивать терапевтическую работу, опираясь на сильные стороны ребенка.

Я оказываю помощь в следующих ситуациях:

  • Психосоматические проявления (энурез, дерматит, астма, частые простудные заболевания и др.);
  • агрессия;
  • гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания (СДВ);
  • замкнутость (аутичные черты);
  • страхи;
  • травматический опыт (смерть близких, насилие, развод);
  • трудности в установлении социального взаимодействия;
  • компьютерная зависимость и др.

Работа с родителями:

  • сложность в установлении эмоциональной близости с ребенком;
  • непринятие ребенка;
  • страх расставания с ребенком;
  • разрешение конфликтных ситуаций.

На своем опыте и на опыте своей работы я убедилась, что психологическая терапия действенный инструмент, который помогает ребенку и взрослому обрести себя, преодолеть трудности и справиться со всеми задачами нашей жизни. Терапия действует исподволь, человек меняется постепенно. Это длительный процесс,  но он честен и экологичен, а самое главное он помогает .

 

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #feduc9 #eef11045 #140114115202